Иммигранты в Германии
Немецкие законы не предоставляли гастарбайтерам, приезжавшим в страну с начала 1960-х гг., прав на постоянное проживание. В итоге в ФРГ сложилась ситуация, когда, несмотря на очевидность стремления мигрантов к «укоренению», открыто декларировалась «временность» их пребывания.
Так, в соответствии с принятой с 1974 года партийной линией СДПГ «Укоренению да – иммиграции нет», в начале 1977 «Комиссия представителей федерации и земель по поводу разработки широкомасштабной концепции повышения занятости иностранцев» категорически заявила, что ФРГ «не является страной иммиграции». (Заслуживает внимания тот факт, что «страной иммиграции» Германия официально признает себя более чем через четверть века).
В 1978 году главой созданного Управления уполномоченного по делам иностранцев министерства труда был назначен бывший премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Хайнц Кюн (СДПГ). В сентябре 1979 Кюн опубликовал меморандум «О состоянии и дальнейшем развитии интеграции иностранных рабочих и их семей в ФРГ». В этом так называемом «меморандуме Кюна» утверждалось, что «большинство иностранцев являются не «гастарбайтерами», а «иммигрантами», которыми по различным причинам вариант возвращения на родину уже не рассматривается». Это в особенности касалось второго поколения мигрантов, а также тех, кто поменял страну пребывания в детском возрасте. В своем труде Кюн требовал признания того факта, что Германия стала страной иммиграции, а также политических шагов для осуществления «безусловной и устойчивой интеграции». В меморандуме предлагались конкретные шаги и такие предложения, как вариант получения гражданства для иностранных детей, родившихся и выросших в стране, и предоставления иностранцам права участия в муниципальных выборах. Предложения Кюна имели много общего со шведской моделью интеграционной политики, которая оставляет иммигрантам право изучать в государственных школах свои родные языки, соблюдать национальные обычаи и сохранять свойственный им уклад жизни, хотя и подразумевает, что интегрируемые воспримут большинство обычаев и традиций общества. Проблема заключалась в том, что находившаяся у власти коалиция СДПГ и СвДП не была убеждена в том, что данные меры необходимы. Тем не менее, именно социал-демократы стали первой партией, озвучившей проблему интеграции и предложившей ее решение.
В принятой в октябре 1978 в Людвигсхафене программе находившегося в оппозиции Христианско-демократического союза (ХДС) «Свобода, солидарность, справедливость» высказывалась мысль, что «иностранцам», живущим на территории ФРГ, необходима «социальная интеграция». С одной стороны, христианские демократы подчеркивали необходимость принятия мер, направленных на то, чтобы «предотвратить социальную изоляцию детей иммигрантов». С другой стороны, в программе был сформулирован тезис о необходимости сохранения мигрантами их «культурной идентичности». Объяснялось это не стремлением к культурному многообразию в обществе, а тем, что сохранение связей со страной происхождения «даст им возможность вернуться на родину». Придя к власти в 1982 году, христианские демократы не только препятствовали дальнейшему въезду иммигрантов, но и добивались сокращения числа иностранцев на территории ФРГ. В 1984 г. для поощрения добровольного возвращения домой ими были установлены «гранты на репатриацию» для безработных иностранных граждан в размере до 10,5 тыс. немецких марок с дополнительными выплатами для их семей, чем и воспользовались 40 тыс. иностранных работников. Вариант решения проблемы, предложенный ХДС оказался не только малоэффективным, но еще и требовал средств из бюджета.
В принятой в декабре 1989 года новой программе находившаяся в те годы в оппозиции СДПГ отметила, что многие иммигранты в Германии оказываются «в культурной и общественной изоляции и становятся жертвами дискриминации». В связи с этим социал-демократы призывали «улучшить права пребывания для иностранок и иностранцев, дать им избирательные права на уровне коммун». Таким образом, за десятилетие с конца 1970-х по конец 1980-х годов СДПГ проделала путь от партии, стремившейся к ограничению миграции и отказывавшейся от идеи интеграции иностранцев до партии, рассматривающей мигрантов в качестве потенциальных избирателей. Можно указать две главные причины произошедшей эволюции: переход СДПГ в оппозицию и необходимость расширения электоральной базы требовала от партии решительных действий.
Однако в конце 80-х годов ситуация для иностранных рабочих (прежде всего, мусульман) продолжала ухудшаться: прежде всего, они были затронуты проблемой растущей безработицы гораздо сильнее, чем немцы. В то время как безработных среди иностранцев было 11,5%, средний показатель по стране составлял 7,4%. Естественно, росли и выплаты в виде пособий по безработице и социальной помощи, что вызывало разговоры об эксплуатации немецкого социального государства. Во-вторых, после 1987 года на рынке рабочей силы обострилась конкуренция, вызванная появлением квалифицированных, и к тому же имевших немецкое гражданство переселенцев из Восточной Европы. В-третьих, опять-таки в связи с набиравшей обороты иммиграцией этнических немцев, стало сокращаться предложение на рынке дешевого жилья, особенно в городских районах с наибольшим процентом проживающих иностранцев. Проще всего оказалось искать причины проблем в присутствии мигрантов — тех, кто не может ничего ответить (хотя бы в силу слабого знания языка).
В 80-х иммигранты в Германии вызывали отрицательное отношение к себе у половины населения ФРГ, у части населения отмечалась готовность к насилию по отношению к ним (лозунги «Германия только для немцев», «Они воруют нашу работу»). Особенно высокий уровень агрессии был отмечен в восточных землях. Хотя доля иностранцев в составе населения новых земель составляла в 1991 г. всего 1,1% (на Западе — 7,3%), число нападений на них здесь было в два раза выше, чем на Западе. (Впрочем, даже к 2000 году число мусульман в новых землях не превышало 60.000 человек). Главной причиной нетерпимости жителей новых земель к переселенцам явилась боязнь, что на «чужаков» будут использованы средства, предназначенные для реформ в их регионе. Весной 1991 г. почти ежедневно происходили блокады и поджоги мест проживания, нападения и избиения иностранцев. Агрессивную позицию по отношению к иностранцам в этот период занимали 10-15% населения страны. Однако это не объясняется исключительно расистскими мотивами, напротив, дело было скорее в социальной подоплеке.
Таким образом, к началу 1990-х в Германии проблема иммиграции требовала своего решения. К этому подталкивали как социально-экономические проблемы, так и тот факт, что на бытовом уровне существовала ощутимая неприязнь к бывшим «гастарбайтерам».
Нет пока комментариев!
Никто пока не написал здесь комментарий!
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ К ЗАПИСИ