Отто Лилиенталь: человек и аэропорт

Нет комментариев 🕔19:02, 24.Окт 2013

Многие из тех, кто прилетали в Берлин через аэропорт Тегель, могли обратить внимание, что на главном здании аэропорта черным по белому написано: “Berlin Tegel Otto Lilienthal”. Значения первых двух слов очевидны. Но немногие знают, кто же такой Отто Лилиенталь и почему его именем называется один из важнейших аэропортов Германии. В данной статье мы постараемся устранить эту упущение.

Отто Лилиенталь родился в 1848 году в небольшом провинциальном городке Анклам, находящемся на территории современной федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания. Его родители были образованными людьми, и уже с восьми лет маленький Отто и его младший брат Густав стали посещать местную гимназию. Их учителем математики был известный германский астроном Густав Шпёрер, который, по всей видимости, и привил братьям Лилиенталь интерес к небесам. Однако Лилиенталь, вместо того, чтобы вслед за своим учителем изучать небесные тела, посвятил себя изучению полёта птиц. Свои первые опыты в этой области он произвёл, когда ему не было ещё и двадцати лет. Первый летательный аппарат, построенный братьями Лилиенталь, мог поднимать в воздух до 40 кг.

Отто ЛилиентальРазумеется, на этом наш герой не остановился. Его целью было создать механизм, который мог бы поднять в воздух человека. Воздушные шары и аэростаты Отто Лилиенталь не рассматривал как вариант – его интересовал управляемый полёт, наподобие птичьего полета. Такой аппарат однозначно должен был весить больше воздуха, в отличие от воздушных шаров. Для физиков того времени задача подъема в воздух подобного механизма с человеком на борту казалась неразрешимой. Но не для Отто Лилиенталя. Изучая полёт птиц, он пришёл к выводу, что аппарат, весящий больше воздуха, вполне сможет летать. Он стал изучать, каким образом подъёмная сила может быть связана с формой крыла.

В 1889-м году вышла в свет книга Отто Лилиенталя «Полёт птиц как основа искусства летать». Позже братья Райт признавались, что конструируя свои первые самолёты, они руководствовались именно исследованиями и чертежами Лилиенталя. Однако и сам Лилиенталь, основываясь на своих теоретических изысканиях, приступил к строительству летательных аппаратов. Первые полёты датировались 1891-м годом. На своей берлинской фабрике, производившей спроектированные им самим паровые двигатели, Лилиенталь строил планеры, которые сам же и испытывал. После каждого испытания планер подвергался модификации с тем, чтобы улучшить дальность и высоту полёта. По распоряжению Отто Лилиенталя под Берлином был насыпан пятнадцатиметровый холм, который использовался в качестве стартовой площадки для полётов.

В общей сложности Отто Лилиенталь спроектировал более двадцати моделей планеров. Один из них даже был запущен в серийное производство – было продано около 10 штук. Николай Егорович Жуковский, отец-основатель аэродинамики, приобрёл один их этих планеров для своих исследований. К сожалению, попытки снабдить летательный аппарат двигателем не увенчались успехом. Следуя своим представлениям о птичьем полёте, Лилиенталь считал, что движение аппарата должно осуществляться за счет взмахов крыльев. Увы, это была тупиковая ветвь развития. Тем не менее, ему удалось доказать, что управляемый полёт на аппарате тяжелее воздуха возможен, а его исследования взаимосвязи формы крыльев и подъёмной силы легли в основу дальнейшего развития воздухоплавания.

Летом 1896-м года очередной испытательный полёт Лилиенталя закончился несчастьем: не справившись с порывом ветра, инженер вместе со своим планером рухнул с пятнадцатиметровой высоты на землю. Результатом стал перелом позвоночника. На следующий день после аварии Отто Лилиенталь умер. Память о нём, однако, была увековечена: в Германии в честь Лилиенталя называют школы и улицы, награды и медали. Его имя носят несколько самолётов. Так что аэропорт Тегель – не единственное место, которое может вам напомнить о выдающихся заслугах этого неординарного инженера и исследователя.

Фото: www.lilienthal-museum.de

Нет комментариев

Нет пока комментариев!

Никто пока не написал здесь комментарий!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ К ЗАПИСИ

Написать комментарий 

Ваш адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *